Назад к списку

Baikalfreeride 2018

Всегда легко писать, когда уже все прошло и ты точно знаешь окончание истории. Но 23го февраля утром мы еще ничего не знали. Мы все еще готовились. Кажется, что все мелочи за 3 месяца подготовки уже продуманы, всё оборудование собрано ,готово и ждёт старта. Но мы должны были проверить на несколько раз. Мы — это организаторы Алёна, Алексей — водитель УАЗ и я (Михаил- водитель Pajero Sport). Экспедиция в этом году необычная. Мы везем группу по северному кольцу Байкала, а это как полярная экспедиция. Тут спешить нельзя.

День 1

Мы загружали канистры, продукты, теплые вещи,рюкзаки, автомобильные тросы и много чего ещё. Олеся (активная участница наших экспедиций и замечательный добрый и отзывчивый человек), подъехавшая почти в самом начале загрузки привезла с собой беговые лыжи. Их мы привязали на крышу.Встретились мы все вместе в кафе Антрикот, куда Алексей привез девушек — участниц с Аэропорта. Еще два участника уже дожидались нас здесь. Немного общения за завтраком, и мы готовы выезжать.«Двигайтесь на Северо-Восток сто тридцать километров» ,— сказала девушка из навигатора. Да, мы должны сегодня преодолеть первые 300 км до поселка Хужир с прохождением ледовой переправы и экскурсиями. Включаю рации. Рации настроены. Алексей отвечает, что слышит меня хорошо.Наконец-то старт!

Мы выезжаем из города. С двумя промежуточными остановками на проверку и доливку масла и утепление УАЗа и продолжаем ехать к границе Эхерит-Булагатского района, где обязательно нужно бурханить, ведь здесь начинают работать законы местных духов. Мы должны обратить на себя их внимание, так как мы хотим лишь добра и просим позаботится о нас — суетливых неразумных человеках, которые в такую погоду решили поехать отдыхать на Байкал.

23 февраля открывает череду выходных в этом году, поэтому желаюих приехать на Байкал было очень даже много, поэтому в придорожных кафе обеда пришлось ждать довольно долго.

«О Никоолай, как Вы могли?»В ожидании обеда я решил позвонить на нашу первую стоянку в Хужире - Турбазу Ангарчанка. Мы всегда там останавливались. Удобная и относительно недорогая база вдали от Хужирской суеты. Николай ответил мне, что все в силе, но кажется, что вместо 8 мест у него для нас только 7 или 6 мест. «Главное, чтобы на гостей хватило», — подумал я и успокоился, напомнив Николаю , что мы через 4 — 5 часов будем у ворот его Базы…В это время к столам уже приносили позы и борщ. Потратив около 1.5 часов на обед мы выехали с небольшим опозданием от кафе недалеко от начала Тажеранских степей.Первый пункт нашей программы — наскальные рисунки.

Мельком осмотрели, немного рассказал, что это за места … и ни чего не трогали, честно… Спешно поехали на переправу, перед которой нужно было обязательно заправиться, ведь следующая заправка в Северобайкальске через 4 дня и через 400 километров.Пункт программы под названием Лёд. Ледовой переправы мы достигли быстро. Выехали. под колесами шуршит неровный ,местами заснеженный лёд, смерзшийся крупными плитами с плохой стыковкой.

Сначала никто ничего и не понял. Однако, после двух километров мы увидели по-настоящему чистый гладкий прозрачный байкальский лёд. Очень хочется бегать по нему , кататься, сниматься на нём , что все и делали.Ступа на острове Огой.Лёд льдом, а красота еще и на прибрежных скалах , в ледяных гротах и в общем необычном пейзаже Малого Моря, залитого закатным солнцем. Вот эти пейзажи мы и побежали фотографировать на остров Огой.

Солнце стремительно садилось. Небо играло всеми цветами. Набегались, замерзли. Спешно спустились к Байкалу. Ехали небыстро. Лёд ночью особо опасен и коварен, но всё обошлось. Выехали на остров Ольхон и через 10 километров были возле ворот турбазы Ангарчанка, где нас встретил хозяин Николай, который, как всегда с улыбкой сказал, что мест нет. А ведь я просил его забронировать нам места еще 4 месяца назад! Но что есть то есть…

Первая Ночевка в китайской гостинице. Хужир , всегда такой родной и гостеприимный внезапно показался мне совсем даже не родным. Ни разу его не видел таким суровым и немного капризным. Как раз сейчас должно появиться что-то ,что называется командной работой. Нужно найти в переполненном поселке 8 спальных мест и желательно в одном и комфонортном месте. Сделано! Отель неподалёку. Почему-то на букинге он еще был не забронирован. Спешно двигаемся к нему. С трудом находим. И оказывается, что гостиница эта китайская. Хозяин - китаец услужливо проводил нас внутрь ограды. Попросил зайти на ресепшн. Слава букингу, он накладывает хоть какие-то обязательства на владельцев. Буквально через 5 минут после нас подъезжает маршрутка с китайцами. Им тоже срочно надо заселиться,и , если бы не наша поспешная бронь, мы бы ночевали прямо на улице. При этом, в стоимость был включен завтрак, однако завтрак этот был поздновато, так как мы должны были встретиться с проводником в 8.30, а завтрак по «непоколебимому» внутреннему распорядку отеля был в 9.00. Как мы ни просили,как ни договаривались, перенести завтрак ни на 5 минут раньше китайцы не захотели. Ответ был простой . Не хотите – не завтракайте, не нравится – уходите. Пришлось согласиться. В 10 часов все уже были в номерах и отдыхали от длительных переездов первого дня. Ужин мы делали сами на кухне в той же гостинице ( за кухню тоже пришлось доплачивать). Вот такой он бизнес – по китайски на территории России. Отключаюсь в не слишком уютном номере для мальчиков, который ,кстати был рядом с кухней.

День 2

Сегодня у нас по плану длинный переезд с проводником. Еще вчера я умудрился написать ему, что едем мы не в 8 (как мы договаривались),а в 9 или позже, а написал ему я смс, так как не смог дозвониться.

Отдельно скажем о столовой. Она уютная, но маленькая для всех жителей отеля. Обратил внимание, что китайцы все поголовно приходили на завтрак с телефонами, полностью погруженные в свои экраны.

Сборы, встреча с проводником, выезд с базы и старт!

И вот уже мы едем по Хужиру за Сергеем. Сегодняшний перегон будет вести он - молодой местный житель на уазике с летней резиной. Рыбак в снегоходерном костюме, применяющимся , как видно, для зимней рыбалки. Выезжаем на лёд по пляжу Сарайский и сразу же достопримечательность – остров Харанцы с прекрасными ледяными гротами. Обходим вокруг. Смотрим голубой лёд. И… огромное количество других туристов и в основном китайских. Подъезжают еще уазики. Решаем не тратить на это время и едем дальше. Двигаемся по льду вдоль берега, но уже через несколько километров отклоняемся от общей экскурсионной дороги и берем курс на север, а затем и на северо- запад в сторону западного побережья Малого Моря. Проезжаем пару торосов и выскакиваем на совершенно гладкий и чистый лёд. Прошу проводника остановиться.

Очень хочется сделать пару кадров и просто погулять по этому чуду природы. Но время мало,световой день короткий, а дистанция явно превысит запланированную. Мы будем обходить огромные поля торосов. Наслаждаюсь видом мыса Зундук. Двигаемся по очень разнообразному льду. то он блинчатый то как рябь по воде, то все это пересекают трещины. Скорость около 60 км/ч. Проходим середину Малого Моря и движемся вдоль поля торосов. Однако, это далеко не середина пути. На скорости в 5 км/час начинаем двигаться по ледяным полям с мелкими острыми льдинками. Машина уверенно движется, однако, кажется, что это все тянется бесконечно. Через какое-то время становится совсем сложно. Спрашиваю проводника по рации, но Сергей говорит, что другой дороги нет. (она была, как я узнал позже, но с другой стороны Ольхона) .

Вот наконец-то доезжаем до берега. Ледовая обстановка улучшается после переезда прибрежных торосов.

Останавливаемся на пару фотографий и встречаем местных, которые зовут в гости на Кочериково.(Мужика звали Зелёный – да да, как в мультфильме про Алису и космических геологов). Тем временем немного потеплело и лед начал играть на солнце. Отражение прибрежных скал все больше привлекает мое внимание. Фотографирую прямо на ходу. Немного отстаю от проводника.

Проезжаем мыс Арал и продолжаем движение вдоль западного берега Байкала. Скорость 80 км/ч. Красиво. Где-то через 30 минут подъезжаем к «живой» трещине, через которую и идут все местные дороги. На ней же встречаем еще местных жителей. Рассказали про ледовую обстановку - дальше будет хороший лёд. Участники вдоволь наснимали наш переезд через трещину. Под колесами хрустит красивый гладкий лёд. Уже на горизонте мыс Рытый. Вот он. Суровый и, как всегда, в торосах. Останавливаемся на чай и побурханить. Дело уже к вечеру. Сергей рассказывает про то, как нерпа вытаскивает у них рыбу прямо из сетей , всем очень смешно. Солнце идёт к горизонту, а мы все больше отдаляемся от берега.Путь лежит неблизкий. Мы движемся на Ушканьи острова. Лёд все так же хорош. Начались снежные перемёты, которые делали кадры еще более фотогеничнымиПодъезжаем к островам. Красивые, в закатном солнце с чуть розовым снегом и великолепными торосами. Солнце переливается в льдинках.

Подъезжаем к берегу. Здесь уже точно нет толп китайцев и вообще нет никого кроме Татьяны – сотрудницы метеостанции, которая для нас уже затопила печку в переделанном рыбацком доме. Договорились, что будем гулять по льду и кататься на коньках до самого заката. Так и сделали. Не все были готовы к катку таких размеров. Это был прекрасный вечер, а после мы собрались все вместе в теплом домике и разговаривали за ужином, который сами и приготовили.

День 3

Следующий переезд не должен был быть длительным, ночёвка у нас планировалась экстремальная – в юрте прямо на льду Чивыркуйского залива. Сегодня и последующие 3 дня проводником становлюсь я, поэтому отвлекаться на пейзажи уже не будет времени. Нужно смотреть в оба. Завтракаем. Уже ближе к обеду после утренних сборов и прогулок стартуем. Едем Вдоль Ушканьих островов. Смотрим на их красивые берега. Великолепные наплески. Еще 2 часа и мы входим в чивыркуский залив. Дороги почти нет, гладкого льда мы уже не видим под довольно толстым слоем снега. Небольшая остановка на Верхнем изголовье Святого носа и движемся в Чивыркуй, преодолевая глубокий снег. В районе бухты Змеиная въезжаем на официальную трассу и едем к нашим юртам. В поисках места нашего жительства. Юрты еще не нагреты. И дует сильнейший северо-восток, который не дает выйти из машины. Мы решаем съездить на горячие источники Змеиная, чтобы не терять времени. В бухте нет ветра и тут мы уже расслабились. Кто хотел – искупался в источнике. Вечером съездили в деревню Курбулик посмотреть быт местных. Аутентичная маленькая и безлюдная деревня, в которой нам дали перец. (не в магазине, а просто местные жители).Возвращаемся в юрты. Топим печь. Становится теплее, включается свет от генератора. Греем вкусную готовую еду (как в армейских пайках) в горячей воде.Сама по себе юрта представляет круглую палатку из войлока , установленную на поддон из дерева. А вот внутри в юрте есть лунки для рыбалки. Прямо возле кроватей. Очень удобно. Мы даже приобрели удочку для ловли в Чивыркуе, но так ничего и не поймали. Ночью приходилось вставать и топить печь, поэтому выспаться там было не комфортно.

День 4

Утром, когда я открыл дверь юрты, её уже не отрывало ветром, но в створе двери виднелось нечто серое. Шел снег и соседние юрты и были нашим окружающим пейзажем.Сегоддня Мы должны доехать до источника Хакусы. Солнце, появившееся из – за гор где-то в облаках, высветило линию вершин Баргузинского хребта…Что такое непогода на Байкале я знаю не понаслышке и окружающая действительность красноречиво говорила о том, что пора бы нам уже ехать, если мы вообще хотим куда-то приехать.Завтракаем и выезжаем…прямо в «молоко». Едем сначала по расчищенной трассе, а затем сворачиваем на накатанную колею, которая должна идти в Хакусы. Видимость низкая,берегов не видно, хоть и навигатор говорит о том, что до берега порядка двух километров. Идем со скоростью около 60 км/ч. Успешно уходим от непогоды в Чивыркуе. Кажется даже, что погода начала улучшаться, но нет. За Давшой дорога перестаёт быть хорошей. То и дело, встречаются переметённые участки. Левая колея местами заметена снегом. Еду на полном приводе. Уазик сзади то и дело теряется в снежной пыли. Вскоре решили сделать остановку. И остановились как раз в самом "рыбном" месте, где уже было довольно много рыбаков. Один из них прямо при нас поймал хариуса – красавца. А дальше , когда до Хакусов оставалось не более 60 км мы поняли, что дорогу вдоль восточного побережья полностью перемело и я принял решения пересекать Байкал к селу Байкальское. Видимость почти ноль. Видно только слабый след дороги, которую приходится прокладывать почти заново. Скорость, соответственно, упала до 20 км/ч. Еще час движения и на встречу с западного берега начал идти транспорт. Они примяли снег и стало ехать веселее. Остановились на обед. Прямо посередине Байкала. в серой мгле. Навстречу прошло еще пара машин. В это время мы( все 8 человек) обедали в теплом уазике, а после вышли погулять . запустили дрон (благо ветер уже не дул со страшной силой)И вдруг послышался гул и по льду прошла волна , такая ,чт о уаз даже немного откатился – это было землетрясение и непередаваемые ощущения которые позволили быстрее собраться, как будто кто-то нас подгонял. Послеобсам для себя еденные разговоры в машине – прекрасный способ сократить ощущение времени и бесконечные петляния между торосов . «Вижу землю» - неожиданно сам для себя крикнул я ) и да! впереди покзались врешины предгорьев Байкальского хребта. Тут уже была накатанная дорога. Она шла вдоль берега в с. Байкальское.

И мы по ней выбрались на берег и двинулись в Северобайальск, где, кстати, пробыли совсем недолго. Нам оставалось проехать еще 45 км на восточный берег на горячие источники Хакусы. Уже в сумерках мы приехали к теплым домикам, где нас ждали. Торжественный ужин и ночное, а позже, и утреннее купание в источниках – заряд бодрости и здоровья.

Хакусы - уникальное эвенкийское место уютное и дикое одновременно. Кажется , что время здесь остановилось.. и ничего не поменяюсь за 20 лет… с тех пор, как я здесь был еще ребёнком.

День 5

Мы искупались еще разок в горячих источниках. В обед собрались и поехали в обратный путь через Байкал в Северобайкальск. Здесь на берегу мы подобрали нашего участника Володимира, который приехал на вторую часть нашей экспедиции и должен был присодиниться к нам сегодня. Вкуснейшие позы на обед и мы выдвигаемся на вокзал. Провожаем участников первой половины путешествия.

Вот так началась вторая часть путешествия Baikalfreeride в 2018 году.

Видео о первой части Baikalfreeride 2018

Продолжение следует...

В 2019 году мы тоже поедем этим прекрасным маршрутом. Смотрите программу, регистрируйтесь! Для всех до 30 сентября действует скидка.